ТД АсбоЦем. Все права защищены.     www.asbocem.ru     (495) 799-40-54

Hosted by Хостинг-Центр
Т о р г о в ы й   Д о м   А с б о Ц е м
(495) 799-40-54  asbocem@mail.ru
Гидравлические испытания напорных
асбестоцементных трубопроводов
      

       Для проверки герметичности и прочности смонтированного асбестоцементного напорного трубопровода перед сдачей в эксплуатацию его следует подвергать гидравлическому испытанию-опрессовке. До проведения испытания гидравлическим давлением готовый трубопровод немедленно после устройства каждого соединения должен засыпаться на высоту 0,40-0,50 м мягкой и талой землей. Помимо защиты, оказываемой этим слоем асбестоцементным трубам, он также прижимает их ко дну траншеи и препятствует им сдвинуться с правильного положения во время проведения гидравлических испытаний или всплыть при наличии в траншее грунтовых или дождевых вод. Соединительные муфты при этом должны быть оставлены открытыми, чтобы можно было установить дефектные соединения во время испытания. При опасности повреждения соединительных асбестоцементных муфт от ударов их предварительно прикрывают досками или другим материалом.
       При закруглениях и ответвлениях необходимо принимать специальные меры, чтобы обеспечить трубопроводу правильное положение.
       Трубопроводы малых диаметров со слабым давлением можно удержать на месте, укрепляя их в соответствующих местах каменными столбиками. Для трубопроводов больших диаметров и с сильным напором воды необходимо делать бетонные, каменные или кирпичные упоры.
       Особые меры предосторожности следует принимать для правильного и надежного укрепления начала и конца испытываемой секции трубопровода, так как соединительные муфты не должны принимать напряжения в направлении продольной оси трубопровода. Нужно также обращать серьезное внимание на устройство крутых спусков, чтобы линия трубопровода прошла по заранее укрепленным опорам (лучше бетонным). Бетонные опоры должны быть обязательно устроены в нижней части трубопровода.
       По концам испытываемого участка располагают заглушки с отростками из газовых труб для постановки манометров и подсоединения к действующему водопроводу или к временной заливной линии. Для устройства заглушки применяют специальный чугунный патрубок - патрубок фланец - "асбестовый" бурт ПФ"А"Б или аналогичный стандартный водопроводный патрубок, если используются асбестоцементные трубы одинакового внешнего диаметра с чугунными водопроводными трубами. К фланцу этого патрубка привертывают на болтах специально отлитый чугунный или вырезанный из листа стальной глухой фланец. Между глухим фланцем и фланцем патрубка ставят прокладку из листовой резины толщиной 8-10 мм. При более тонкой резине не всегда удается получить вполне герметичное соединение. При устройстве прокладки из двух слоев листовой резины толщиной 4-5 мм надо тщательно следить за правильным наложением одного слоя на другой, так как при смещении хотя бы одного плоского резинового прокладочного листа требующаяся герметичность соединения не получается.
       Для обеспечения неизменного положения заглушки во время испытания устраивают временные деревянные упоры из круглого леса, брусьев или бракованных железнодорожных шпал. Если испытывается большое число участков, иногда применяют винтовые инвентарные распорки (рис.124, а), которые дают возможность выправлять небольшие подвижки упоров.
       При опрессовке трубопроводов диаметром 400 мм и более или при рыхлых грунтах иногда приходится устраивать свайные упоры (рис.124, б), в которых сваи забиваются в 3 ряда на глубину 3-4 м с расстоянием между рядами от 2 до 3 м. Сваи соединяют распорами и подкосами.



Рис.124. Упоры: а - упор в грунт с помощью винтовых распор; б - свайный упор


       Перед началом гидравлических испытаний следует проверить по всей трассе трубопровода, нет ли повреждений труб и соединительных частей, и затем наполнить трубопровод водой.
       Для наполнения трубопровода водой в нижней части заглушек устанавливают краны диаметром 25-5 мм, а иногда (при больших диаметрах трубопровода) и до 100 мм; для выпуска воздуха из испытуемого трубопровода в повышенных местах, а также на концах участка устанавливают воздушные трубки диаметром 19 мм с вентилями. Воздушные трубки на концах, кроме выпуска воздуха, служат также для установки манометра.
       Прессовочный узел монтируется из труб и фасонных частей диаметром 25-50 мм. На рис.125 изображены две схемы прессовочного узла с подводкой воды от действующего водопровода. По первой схеме при наполнении испытуемого трубопровода водой из водопровода открывают вентиль 1 при закрытом вентиле 2 и кране 3. По наполнении трубопровода водой вентиль 1 закрывают, а вентиль 2 и кран 3 открывают. Вторая схема отличается наличием водомера, учитывающею количество подаваемой воды. По этой схеме при наполнении открывают вентиль 4 и кран 5 при закрытых остальных вентилях и кранах.
       Так как стенки асбестоцементных труб впитывают в себя воду, то такие трубопроводы необходимо наполнить водой не менее чем за сутки до начала опрессовки: давление до испытательного доводят постепенно, повышая его на 1-2 ат через каждые 2-3 часа. При наполнении трубопровода из действующих водопроводов с большим напором необходимо следить, чтобы не произошло гидравлического удара.



Рис.125. Схемы опрессовочных узлов


       Гидравлическое испытание уложенного трубопровода производится с помощью ручного гидравлического пресса, а не центробежным насосом.
       Для городских, поселковых и промышленных водопроводных линий из чугунных труб гидравлические испытания производятся на двойное рабочее давление при расчетных давлениях в трубопроводе до 5 ат, а при больших давлениях - на давление, превышающее установленное проектом рабочее давление на 5 ат. На эти же давления должны испытываться и асбестоцементные трубопроводы.
       Во время проведения гидравлического испытания необходимо следить, чтобы на испытуемом участке не произошло выпирания резиновых колец из соединительных муфт, искривления оси трубопровода и т.д.  В случае выявления каких-либо дефектов их надо немедленно устранить.
       После гидравлического испытания и устранения обнаруженных при этом дефектов зазоры в асбестоцементных двухбуртных муфтах со стороны рабочего (менее выступающего) буртика надо заделать цементным раствором состава 1:4.
       При обработке асбестоцементных труб на заводе иногда по недосмотру токарей получается переточка их концов сверх установленных техническими условиями допусков. Эта переточка, не обнаруженная приемщиком на заводе и во время подборки стыков монтажником на траншее, приводит при гидравлическом испытании трубопровода к разрывам труб. Чаще всего разрыв происходит у переточенного конца трубы, но не у самого края, который снаружи зажат муфтой, а отступя 10-15 см, где зажим муфты уже менее сказывается. После появления разрыва вследствие продолжающегося давления воды от трубы отдирается осколок удлиненной формы (рис.126).



Рис.126. Разрыв асбестоцементной трубы
при гидравлическом испытании


       Если уложенный трубопровод из асбестоцементных труб предназначается в дальнейшем для питьевого и хозяйственного водоснабжения, то перед вводом в эксплуатацию его необходимо промыть, пропуская в течение 1,5-2 часов воду с большой скоростью, а затем и прохлорировать.
       Вода с хлором в трубопроводе должна находиться не менее суток. Трубопровод считается надежно продезинфицированным, когда анализами воды, взятой из трубопровода, будет подтверждено отсутствие бактерий.
Яндекс.Метрика