ТД АсбоЦем. Все права защищены.     www.asbocem.ru     (495) 799-40-54

Hosted by Хостинг-Центр
Яндекс.Метрика
Асбестоцементные дюкеры

      Дюкеры устраивают как на напорных, так и на самотечных трубопроводах при пересечении рек, озер, ручьев, оврагов и крупных подземных сооружений (трубопроводов больших сечений, теплофикационных тоннелей, соединительных галерей между цехами на заводах и фабриках и т. п.).
       Дюкеры на напорных трубопроводах обычно сооружают из стальных и чугунных водопроводных труб, а на самотечных трубопроводах - кроме того, из керамических и бетонных. Для устройства дюкеров применяют также асбестоцементные трубы. Учитывая их физико-химические и механические свойства, во многих случаях при сооружении дюкеров этим трубам следует отдавать предпочтение.
       Представляет интерес устройство дюкера из асбестоцементных труб через устье реки в одном из приморских городов. Весьма значительная агрессивность песчано-гравелистого грунта требовала бы надежной антикоррозионной защиты дюкера из металлических труб, поэтому дюкер был уложен из асбестоцементных труб диаметром 250 мм общим протяжением 160 м, ив которых 52 м всегда
находились под водой (рис.1). Предназначался дюкер для подачи воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды районов города, находившихся по другую сторону реки.



Рис.1. План территории города с нанесением трассы дюкера и профиль по трассе:
1 - трасса дюкера; 2 - линия уреза воды при отливе; 3 - то же, при приливе;
4 - уровень моря во время прнлива; 5 - уровень воды в устье реки во время отлива


       Отдельные трубы дюкера соединяли на специальных фланцах (рис.2), вытачиваемых из прессованных асбестоцементных плит. На концах труб протачивалась выточка с образованием заплечиков (рис.3).
       Герметичность соединения обеспечивалась за счет сжатия резиновых колец между фланцами и между фланцами и заплечиками на концах асбестоцементных труб. Для сжатия фланцев применяли оцинкованные болты с гайками, которые к тому же дважды покрывали расплавленным битумом: первый раз перед постановкой болтов на место и второй раз после гидравлического испытания смонтированного трубопровода, до начала перемещения его с места сборки на постоянное место - в траншею на дне реки.





Рис.2.  Асбестоцементные трубы с насаженными на их
концы асбестоцементными фланцами





Рис.3. Соединение асбестоцементных труб на асбестоцементных фланцах:
1 - асбестоцементные трубы; 2 - асбестоцементные фланцы; 3 - стальной болт;
4 - резиновые кольца; 5 - резиновая прокладка


       Работы по устройству дюкера производились в следующем порядке. На участке трубопровода, находившемся ниже уровня воды в реке во время отлива, выкапывали траншею до проектной отметки. Траншею под водой отрывали с таким расчетом, чтобы над шелыгой трубопровода после его засыпки образовался слой грунта не менее 0,9 м. Крупные камни, встречающиеся на некоторых участках подводной части дюкера на дне реки, удаляли взрывами. Дно траншеи под водой проверяли и выравнивали водолазы.
       Часть трубопровода, предназначавшаяся к укладке под водой, монтировалась на берегу. Перед монтажом каждую асбестоцементную трубу подвергали предварительному гидравлическому испытанию на давление 15 кг/см2. После проверни грубы соединяли на фланцах и подвергали смонтированный трубопровод для проверки герметичности соединений вторичному гидравлическому давлению 7 кг/см2 (двойному рабочему давлению).
       Этот участок трубопровода смонтировали в прибрежной полосе, затопляемой во время приливов. После окончания гидравлического испытания трубопровод освободили от воды и к концам его привернули глухие фланцы с сальниками, через которые пропустили стальной трос, протянутый внутри трубопровода по всей его длине. Во время прилива, когда трубопровод всплыл, его отвели на трассу катерами, к которым трубопровод был зачален концами троса, и плавно опустили на дно, заливая водой.
       После проверки положения трубопровод на дне траншеи загрузили заготовленными ранее бетонными блоками. Для этого бетонную смесь накладывали в рогожные кули, которые тут же завязывали и укладывали на асбестоцементные трубы с таким расчетом, чтобы концы кулей касались поверхности земли. После отвердения бетона блоки легко снимались с трубы. Такая защита дюкера предохраняла его от всплывания при неглубоких размывах русла, иногда наблюдавшихся в периоды повышенных расходов воды в реке.
       Остальную часть дюкера уложили в обычной траншее (без бетонных блоков) в полосе, заливаемой во время приливов. Гидравлическое испытание, которому дюкер был подвергнут вторично после окончания монтажа, дало положительные результаты.
       После четырехлетней эксплуатации часть этого дюкера, находившуюся в засоленном грунте, открыли и обнаружили, что трубы находятся в хорошем состоянии.
Т о р г о в ы й   Д о м   А с б о Ц е м
(495) 799-40-54  asbocem@mail.ru