Рытье и засыпка траншей в зимних условиях
Рытье и засыпка траншей зимой значительно сложнее, чем в теплое время года. .
Круглогодичное производство работ, проводимое для ускорения ввода сооружений в эксплуатацию, вызывает необходимость тщательной разработки проектов организации работ с учетом условий, усложняющих производство работ в зимнее время. в этих проектах должны быть установлены легко осуществимые профилактические мероприятия, которые дали бы возможность с минимальными затратами предупредить или значительно уменьшить промерзание грунта и заносы траншей снегом, а также намечены необходимые подготовительные мероприятия.
При строительстве трубопроводов на застроенной или застраиваемой территории для обогрева рабочих обычно используются имеющиеся свободные помещения; в случае отсутствия их, должны быть устроены временные здания. При строительстве же магистральных трубопроводов, проходящих чаще всего по незастроенной территории и вдали от населенных пунктов, приходится использовать для обогрева рабочих полотняные палатки или передвижные будки, в которых устанавливают печи.
Палатки более транспортабельны и вместительны. чем передвижные будки, но для разбивки их (приведение в "рабочее состояние") требуется больше времени. Передвижными будками можно пользоваться для обогрева тотчас же после доставки их на новое место установки.
При рытье траншей одним из трудоемких видов работы является борьба с заносами их снегом. Поэтому строителям, заблаговременно не заготовившим снегозащитных приспособлений, приходится затрачивать много труда на удаление снега из траншей. Для предохранения траншей от заноса снегом наиболее удобно пользоваться тесовыми щитами.
Количество щитов, которые необходимо заготовить, устанавливается проектом организации работ из расчета не менее 10-кратной оборачиваемости. При отсутствии теса щиты можно изготовить из фанерных листов, укладываемых на траншею на рейках или жердях. Без жердей или реек фанера может не выдержать нагрузки снега, прогнуться и провалиться в траншею. Удаление со щитов или фанерных листов снега, выпавшего за время перерыва в работе, не. представляет больших затруднений и производится довольно быстро.
Предохранение траншей от заносов снегом значительно сокращает время, затрачиваемое на их расчистку. Однако, если дно траншеи полностью очищено от снега, оно начинает промерзать во время перерывов в работе, и, следовательно, увеличивается трудоемкость при разработке грунта. Чтобы предохранить дно траншеи от промерзания, следует применять маты из соломы или болотной травы. При застилке дна траншеи маты надо укладывать впритык, без просветов между ними.
Рытье и засыпка траншей зимой могут производиться как механизированным способом, так и ручным.
Во всех инструкциях по устройству трубопроводов запрещается укладка труб на промерзшее основание. Нельзя укладывать трубы на такое промерзшее или могущее промерзнуть основание, которое способно пучиться при замерзании грунта и менять высотное положение после оттаивания.
В случае отсутствия грунтовых вод не следует опасаться вспучивания гравийных оснований, скальных или из сухого песка, и, следовательно, нет причин запрещать укладку труб на такие основания. При наличии же грунтовых вод не только гравийное основание, но даже слоистая или трещиноватая скала способны изменять высотное положение поверхности основания под действием морозов; поэтому их надо предохранять от промерзания.
При сильных и длительных морозах сохранить дно траншеи не промерзшим (даже принимая меры защиты) очень трудно. Глубина промерзания грунта будет зависеть от силы морозов и их продолжительности. Замерзающий слой грунта увеличивается в объеме вследствие расширения заключенной в нем воды, которая превращается в лед (особенно это заметно в глинистых, насыщенных водой грунтах). Кристаллы льда раздвигают грунт во все стороны. В основном расширение идет по вертикали и, главным образом, кверху, так как для расширения грунта в горизонтальном направлении и книзу условия неблагоприятны. В результате этого поверхность дна траншеи, в зависимости от расположения грунтов по составу, может резко изменить свое очертание и значительно подняться на некотором протяжении, или, как говорят, начнет пучиться.
При неглубоком стоянии уровня грунтовых вод под дном траншеи и при сильных и длительных морозах возможно промерзание не только верхнего слоя грунта на дне траншеи, но и грунтовых вод, что влечет за собой еще более сильное вспучивание дна траншеи. Таким образом, основными факторами в процессе пучения являются отрицательная температура и вода.
Пучение грунта происходит особенно интенсивно в траншеях, оставленных на зиму незасыпанными. При замерзании грунта в стенках траншеи ширина последних значительно уменьшается. При этом происходит перекос распор. При оттаивании грунта давление его на крепления становится меньше, распоры падают, и крепления вместе с грунтом обрушиваются.
Изменение отметок поверхности при пучинах может достигать значительных величин. При наблюдении за пучинами железнодорожною полотна установлено, что пучинные горбы достигают
высоты 50-60 см, а при наличии гидростатического напора 152 см. Также установлено, что в выемках пучины встречаются наиболее часто и достигают самой больший высоты, хотя промерзание почвы там меньше, чем в насыпях и на нулевых точках. Объясняется это тем, что в выемках полотно подходит ближе к уровню залегания грунтовых вод.
При однородном по составу грунте, залегающем на дне траншеи на большом протяжении, и при равномерном залегании уровня грунтовых вод под дном траншеи вспучивание дна ее происходит равномерно или по кривой большого радиуса. Такое вспучивание дна траншеи не опасно для трубопровода, имеющего эластичные соединения, которыми являются соединения асбестоцементных труб на резиновых кольцах и муфтах, способных давать отклонения от оси на каждом соединении и во всех направлениях до 3 и даже 6°. Кроме того, они допускают небольшие перемещения отдельных частей трубопровода вдоль оси траншеи не только без разрушения стыковых соединений, но даже без нарушения их герметичности. Резкое же изменение профиля, вследствие вспучивания на небольшом протяжении, опасно для трубопроводов не только с жесткими соединениями, но и эластичными на резиновых кольцах.
Наиболее верным средством сохранения целости трубопровода является предохранение грунта от промерзания. Укладка труб и монтаж их соединений должны производиться тотчас же после отрытия непромерзшего дна траншеи; смонтированный трубопровод должен немедленно присыпаться талым грунтом на высоту, гарантирующую дно траншеи от промерзания.
Если по условиям работы трудно избежать промерзания грунта, то для его утепления и уменьшения размеров пучения следует применять шлаковую подсыпку дна траншеи на высоту 20-25 см и засыпку смонтированного трубопровода на высоту 20-25 см талым песком, а затем уже грунтом, вынутым из траншеи. Слой сухого шлака в 20 см соответствует по теплопроводности слою земли в 1 м. К тому же угольный шлак обладает способностью впитывать воду, отбирая ее от грунта, и этим понижать влажность грунта, вследствие чего размеры пучений уменьшаются.
Для засыпки дна траншей рекомендуется применять свежие шлаки, которые меньше содержат влаги и, следовательно, больше могут отсасывать ее из грунта. Такая шлаковая термоизоляция не только сильно уменьшает (если не совсем устраняет) пучение, но благодаря подвижности шлаковых зерен в подушке шлак может выровнять отдельные просадки грунта после его оттаивания и тем самым предохранить трубопровод от появления опасных напряжений и даже разрушений.
При устройстве подушки для смягчения влияния вспучиваний на целость трубопровода можно использовать также песок. Термоизоляционные свойства песка хуже, чем шлака, но зато его можно обычно легче доставить, так как он, как правило, находится ближе к месту работ. Кроме того, песок более подвижен, чем шлак и легче перемещается при осадках грунта после оттаивания, заполняя при этом образовавшиеся пустоты. Эти качества песка особенно ценны, когда имеется опасность разрушения трубопровода оттаивающим грунтом, давящим на трубу не равномерно по всей длине и поверхности, а в отдельных местах.
Первая присыпка асбестоцементных труб производится тотчас же, как только они уложены на дно траншеи, выверено по визиркам и отнесу их положение в соответствии с проектным уклоном и проверена правильность центрирования концов соединяемых труб. Присыпка должна быть сделана талым грунтом, шлаком или песком. Присыпаемый материал должен быть хорошо подбит 'сначала под трубы снизу, а затем между стенками траншеи и трубой. Присыпка талым грунтом или песком должна быть сделана на высоту не менее 20-25 см над шелыгой трубы. Она должна предохранить трубопровод от разрушения случайно упавшими или умышленно брошенными тяжелыми предметами, а также от смещения отдельных труб в процессе гидравлического или пневматического испытания.
По окончании испытания асбестоцементного трубопровода он должен быть полностью засыпан землей. Работу эту начинают с заполнения приямков под соединительными муфтами с тщательной трамбовкой, чтобы после засыпки всего трубопровода не было просадки грунта под соединительными частями и концы труб не оказались в висячем положении, будучи при этом нагруженными насыпанным сверху грунтом.
Засыпка приямков и самих канав производится сухим песком, шлаком, щебнем или гравием и талым грунтом. Засыпка их талым грунтом допускается только в том случае, если дно траншеи не промерзало. При промерзшем же дне траншей приямки можно засыпать только песком, мелким шлаком или щебнем. Не допускается засыпка приямков таким талым грунтом, который не поддается надежному уплотнению во время засыпки даже при трамбовании его. После засыпки приямков приступают к засыпке самой траншеи.
|
КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ
|
||